КГКП «Музей художественного и декоративно-прикладного искусства Атырауской области
имени Шаймардана Сариева
Управление культуры, развития языков и архивного дела Атырауской области

Саносян Саркис Манукович (1922-2004)

Родился в 1922 г. в с. Кармир (Армения). В 1938-1941 гг. - учеба в Ереванском художественном училище. С 1954 г. живет и работает в г. Караганде. Один из организаторов Карагандинского отделения СХ. Член СХ Казахстана с 1961 г.
Творчество С. Саносяна сложилось в стилевых рамках и под влиянием армянских живописных традиций, того, что обычно связывают с представлением о национальной школе, с чем она вошла в искусство XX века. Это - звучная палитра контрастных цветовых отношений, интерес к пейзажу. Данные предпочтения проявлялись у С. Саносяна, особенно на начальном этапе, в яркой декоративности композиций, где смелые и яркие цвета выразили восхищение молодого художника от южной природы: лазурного неба и золотистых склонов гор, даров земли, которые собирают люди.
Отдав дань официально-заказным темам в многочисленных индустриальных пейзажах (в которых, тем не менее, он обнаруживал блестящее мастерство), художник создал великолепные серии тех мест, где путешествовал, в частности, среднеазиатские. Монохромные и неяркие по сюжетам пейзажи точно и лаконично передают очарование среднеазиатских узеньких улочек, разлохмаченных крон тутовника, глинобитных домиков с плоскими кровлями, нехитрый быт, колорит одежды и повседневных сценок - того, что складывается в картину жизни другого народа.
Конечно, как и многие другие художники, побывавшие в Узбекистане, С. Саносян не мог не писать монументальные памятники средневековой архитектуры, поражающие строгостью немногочисленных конструктивных приемов, которые рождают многообразие и великолепие ансамблей, расцвеченных цветной поливой лазурных плиток декора.
На протяжении всей жизни художника, пожалуй, более всего привлекал именно пейзажный жанр. Однако, одинаково свободно художник владеет как лирической интонацией, свойственной его пейзажам, так и полнозвучием щедрой палитры в натюрмортах, чья цветовая гамма - как сгусток красоты природы, во всем ее многообразии. Таких работ, к сожалению, было немного в последние годы, но именно они связывают зрелое творчество мастера с его первыми шагами в искусстве.

Саносян Саркис Манукович. Советский и казахстанский художник-живописец, график. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Родился 5 февраля 1922 г. в с. Кармир Новобозазетского района Армянской ССР. Окончил четыре курса Ереванского художественного училища (1938-1942). Участник республиканских выставок. В творчестве карагандинца С. М. Саносяна значительное место занимают индустриальные пейзажи, поэтичные и красивые по цвету: «Топарская ГРЭС» (1970), "Канал Иртыш-Карага "(1974), «Уголь и город», «Шахтерский поселок», «Шахта 1-я Вертикальная», «Шахта им. С. М. Кирова», «Вид на шахту им. 50-летия Октября» (70-80-е годы)., картины «Магнитка. 1-я домна», «Магнитка. 4-я домна», «Домна 9-й пятилетки» (1975), «Красная домна», «Ритмы Магнитки», «Казахстанская Магнитка». Работы отличаются метафоричностью языка, подчеркнутой ритмичностью, декоративностью. Промышленное развитие Центрального Казахстана оказало решающее воздействие на формирование «сурового» стиля в творчестве художника. Символичны цвета Саносяна, он не столько окрашивает предметы, сколько выявляет их сущность. В 70-е годы усиливается лиропоэтическое начало в творчестве живописца. Это, может быть, ностальгия, щемящее чувство невозвратимости уходящего. Лирически воспринимается работа «Заброшенная калитка».

График работы

ДАТА
ВРЕМЯ
Понедельник
9:00–18:30
Вторник
9:00–18:30
Среда
9:00–18:30
Четверг
9:00–18:30
Пятница
9:00–18:30
Суббота
9:00–18:30
Воскресенье
9:00–18:30
Перерыв на обед
13:00–14:30
Телефон:
+7 (7122) 35-48-03
Электронная почта:
muzei92@mail.ru
Адрес:
060002, город Атырау,
проспект Азаттык, 11
Designed by TORUS.KZ